Педиатрический факультет

"...Но ты же врач и ко всему привык.

В 1930 году при Российском национальном исследовательском медицинском университете имени Н.И. Пирогова, в то время - 2-м Московском медицинском институте, был открыт педиатрический факультет. Это - один из первых факультетов по подготовке педиатров в стране. И хотя сейчас в России педиатров готовят на 38 факультетах, педиатрический факультет РНИМУ им. Н.И.Пирогова - ведущий. Здесь работают достойные преемники великих учителей-педиатров - замечательные люди, ученые с мировым именем, прекрасные врачи и блестящие организаторы.

Среди них - академики и член-корреспонденты РАН: Ю.Ф. Исаков, Н.И. Нисевич, Н.С. Кисляк, Г.М. Савельева, О.В. Волкова, В.Ф. Учайкин, Э.А. Степанов, В. А. Михельсон, Ю.Г.Пивоваров, Ю.П.Лисицин, М.Р. Богомильский, Е.И.Сидоренко; профессора Ю.Г.Мухина, Г.А. Самсыгина, В.Ф.Дёмин, Б.Н.Будлаев, Н.П.Катлуков, И.М.Османов, А.А.Терентьев, В. А. Филин и многие другие.

Поскольку потенциал здоровья населения страны формируется с детства, то, как писал еще в 1923 году первый нарком здравоохранения Н. А. Семашко, "оздоровление населения должно начинаться с оздоровления матери и ребенка". Это, естественно, делает необходимым подготовку врачей, высоко профессионально и квалифицированно разбирающихся в педиатрии - науке о детских болезнях, их диагностике, лечении и профилактике.

Как построено обучение на факультете?

В целом, студенты-педиатры изучают медицину, различные аспекты ее в течение 6 лет (на дневном отделении) и 7 лет (на вечернем отделении) на 54 кафедрах университета. Причем обучение проводится не только на специализированных, сугубо педиатрических кафедрах (пропедевтика детских болезней, факультетская педиатрия, госпитальная педиатрия, детские инфекционные болезни, детские хирургические болезни и др.), но и на кафедрах, где изучают вопросы диагностики, лечения и профилактики отдельных заболеваний среди взрослых, поскольку ребенок в 14-15 лет - это уже практически сформировавшийся организм взрослого человека. Такой подход к обучению тем более актуален, что на VIII съезде врачей-педиатров России, состоявшемся в феврале 1998 года, было принято решение об оказании медицинской помощи в детской поликлинике не только детям, но и подросткам в возрасте до 17 лет (включительно), которые в настоящее время наблюдаются в подростковых кабинетах детских поликлиник.

Помимо клинической подготовки педиатры изучают фундаментальные естественнонаучные, медико-биологические и медико-профилактические дисциплины, что позволяет подготовить высококвалифицированных специалистов, имеющих возможность, после получения диплома врача-педиатра, работать по любой врачебной специальности, которых сейчас насчитывается более 100.

Кроме теоретического обучения студенты должны пройти производственную практику, в процессе прохождения которой будущие педиатры осваивают практические навыки у постели больного в различных лечебно-профилактических учреждениях. В соответствии с учебным планом студенты проходят практику в качестве помощника: после I курса – младшего медицинского персонала, после II курса - палатной медицинской сестры, после III курса - процедурной медицинской сестры, после IV курса - врача стационара (хирургия, терапия, акушерство и гинекология), после V курса - врача амбулаторно-поликлинических учреждений.

Чем принципиально отличается от других педиатрический факультет РНИМУ им. Н.И.Пирогова?

Главное отличие в том, что на всех кафедрах студенты, наряду с общими вопросами медицины, изучением диагностики и лечения в связи с анатомо-физиологическими процессами, происходящими в организме человека, осваивают знания об особенностях течения физиологических и патологических процессов, проявлениях болезни и тактике лечения в зависимости от возрастно-половых особенностей детей.Особое внимание на кафедрах факультета уделяется вопросам профилактики и воспитания здорового ребенка

Многих абитуриентов интересует вопрос:

Хватает ли знаний, полученных в школе, для поступления в РНИМУ им. Н.И.Пирогова?

Уверена, что вполне достаточно хорошо освоить школьную программу для того, чтобы выдержать конкурс и поступить в РГМУ, в частности, и на педиатрический факультет. И все-таки, если абитуриент не рассчитывает целиком на свои силы при подготовке к ЕГЭ или конкурсным экзаменам и ему нужен квалифицированный наставник, то для этого можно, например, обратиться на подготовительные курсы РГМУ (тел.: (495) 434-62-73), где имеются самые различные группы по продолжительности обучения и по численности обучающихся в группах, осуществляющие подготовку к вступительным испытаниям в наш университет.

Есть и еще один вопрос, не совсем ординарный, но абитуриенты им интересуются, поскольку жизнь всегда полна неожиданностей:

Можно ли осуществить переход с нашего факультета на другой во время учебы?

Да, можно, если студент во время обучения заболевает определенной болезнью (например, туберкулезом), то получение педиатрического образования становится невозможным. И тогда в порядке особого исключения, для продолжения обучения возможен перевод на другой факультет (лечебный, медико-биологический). Бывают и обратные ситуации, когда студенты переводятся на педиатрический факультет. Как правило, это происходит в связи со сложившимися обстоятельствами в семье (например, появился ребенок, и возникает желание грамотно подойти к сохранению и укреплению его здоровья и т. д.).

Таким образом, в РНИМУ им. Н.И.Пирогова созданы условия для подготовки к вступительным экзаменам, а кафедры педиатрического факультета обладают всем необходимым для теоретического и клинического обучения, приобретения навыков практической работы, закрепления их в период прохождения производственной практики. Следует лишь усвоить знания, которыми преподаватели всегда готовы поделиться. И если вы готовы к изучению медицины, если вы любите детей и хотите помочь им обрести радость жизни, если вы готовы посвятить свою сознательную жизнь и медицине, и детям - милости просим к нам, на педиатрический факультет РНИМУ им. Н.И.Пирогова!


Лидия Ивановна Ильенко,
доктор медицинских наук, профессор